Карта сайта
Версия для слабовидящих

Игра-фактор развития дошкольника

  Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Большинство педагогов. И психологов разных стран сходятся во мнении, что игра занимает важное место в развитии, воспитании и обучении дошкольников. Многие ученые, исследующие игровую деятельность современных дошкольников, говорят не только о ее редукции в сравнении с 60-70-ми годами прошлого века. Но и о вытеснениями учебными занятиями. В качестве одной из основных причин рассматривается повышения для родителей – ценности интеллектуального развития и успешность обучение ребенка в школе. В этой связи исследование значения сюжетной игры для формирования готовности к школе – развитие у ребенка старшего дошкольного возраста способности самостоятельно строить сюжет игры; при этом особой задачей становится изучение того. Насколько эта способность сформировано у каждого.

На пути решения этой задачи встает ряд сложностей: 1. не совсем понятно, что такое сюжетная игра и чем она отличается от бессюжетной. 2. возникают трудности индивидуальной диагностики уровня сформированности сюжетной игры у отдельно взятого ребенка. Эти сложности обусловлены следующими факторами.

Во-первых, игра – продукт коллективного творчества детей. Наблюдая, как они играют в группе, трудно определить, кому принадлежит идея сюжета, кто его развивает, каков вклад в игру каждого играющего. Это касается прежде всего детей, не проявляющих игровой активности. В этом случае практически невозможно объективно определить, с чем связана эта пассивность – с низким уровнем развития игры или с эмоциональной закрытостью.

Во- вторых, у старших дошкольников игра становится все более свернутой т.е. протекающей во внутреннем плане, а не в развернутых действиях с игрушками.

В- третьих, внешнее наблюдение не позволяет точно определить уровень развития сюжетно- ролевой игры. Игровые действия, совершаемые детьми, могут быть одинаковыми. А смысл игровых действий – разным.

Наблюдения позволили обратить внимание на очень интересный, на наш взгляд феномен. Два ребенка катают по полу: машинки, изображая их гудение (ж-ж-ж). оба проявляют к занятию явный интерес. Но на вопрос взрослого: ты кто? Куда ты едешь? – один отвечает: «Водитель машины, везу продукты в Чечню!; другой называет свое имя: Руслан, еду к шкафчику.» Эпизод этот показывает: у одного ребенка есть воображаемая ситуация, сюжет игры и роль, у другого нет ни сюжета, ни роли, есть только предметные действия, которые он разворачивает в условиях реальной группы – «от шкафчика до шкафчика.» В то же время со стороны игра детей выглядит совершенно одинаково.

Слово сюжет в переводе с французского – это цель событий, воссозданных в литературном произведении; жизнь персонажей в пространственно – временных изменениях, и сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Наблюдая за дошкольниками, выделили три способа построения ими игрового сюжета и назвали их «линейный», «кольцевой», «промежуточный».

Игра с кольцевым сюжетом характеризуется набором повторяющихся действий. Ребенок воспроизводит одни и те же действиями с разными игрушками. Создается впечатление, что события движутся по кольцу – отсюда и название «кольцевой» УФ.И. Фрадкиной встречается определение «куплетный». События, которое предлагает взрослый, ребенок не воспринимает как событие и не развивает. Новый герой либо игнорируется им, либо включается в повторяющуюся цепочку действий с предметами: поели, поспали, умылись и др.

Таким образом, ребенок не только не строит собственную линию, но и не может развить и превратить в сюжет то, что предлагает взрослый.

Пример игры с кольцевым сюжетом (девочке предложили поиграть с набором кукольной мебели, машинками, собачками, несколькими многозначными предметами- коробками, банками.)

Диана берет умывальник, открывает и закрывает шкафчики. Берет собачек, стулья, кровать. Кладет собачку на кровать. Расставляет мебель. Берет ванну. Имитирует наполнение ванны водой из крана. На вопрос: «Что у тебя происходит?» поясняет: «одна купается, одна смотрит кино». «Кладет собак на кровать». «Спят».

Как видно, небольшое количество игровых действий многократно повторяются: купаются, смотрят кино, спят. Их содержание полностью соответствует предметным действиям ребенка с игрушками; сажает собачек за стол – спят, кладет собачку в ванну – купается.

Совершенно по- другому строится игра с линейным сюжетом – здесь наличествует некоторое событие, которое отличается от обыденной жизни персонажей. Ребенок обыгрывает начало события, его развитию и кульминацию. Еще одна важная характеристика – придумывается окончание игры. Этот критерий позволяет отличить игру детей, у которых есть воображаемая ситуация, от игры тех, кто вступает в реальные отношения с другими детьми и со взрослыми. Например наглядный пример с Владиком. Ему предложили тот же набор игрушек, что и Диане. Они (собачки) решили искать хозяина и решили взять машины и на них поехать. И они поехали. Один волк остался (достает фигуру волка). И он не дал им найти хозяина (ставит волка на пути). И волк вскарабкался на машину (сажает волка рядом с собакой, берет собачек) собака его укусила (имитирует укус) волк убежал (убирает фигуру волка) собачки продолжили свой путь. (Одна собака нечаянно падает) Одна упала с обрыва в овраг. Там была дорога маленькая, и все таки смогла назад поехать. Они искали, но не нашли. Они поискали даже там, где умывальник. (открывает и закрывает дверки умывальника.) Они искали хозяина и увидели гигантскую пчелку (берет пчелку, случайно оказавшуюся на столе.) Она так сильно замахала крыльями, что они отъехали назад (отвозит машины назад) Они (собачки) на нее гавкали, она улетела. Ему предлагают коробку: «Владик, представим, будто однажды …» Владик: «Однажды они пришли и попали в сказочный мир, там было все живое. В том мире никто не стареет, и там был хозяин.»

Видно в игре есть сюжет «Поиск хозяина». Он сохранится по ходу всей игры и находит свое завершение в конце. На протяжении всего действия вводится ряд новых событий и персонажей: волк, овраг, гонщики, пчела. Событие, предложенное взрослым, не остается без внимания.

Третий уровень игровой деятельности – промежуточный. Первоначально игра строится по типу кольцевого сюжета, а вот событие, предлагаемое взрослым, значительное меняет ее характер.

Ребенок подхватывает идею взрослого, доразворачивает ее до события. В некоторых случаях появляется последовательность взаимосвязанных событий и как правило, увеличивается темп, повышается эмоциональная насыщенность. Например: Илья берет фургон, два прицепа, грузовик. Рассматривает игрушки, передвигает фургон, следом за ним грузовик. Пытается приладить прицеп к грузовику и фургону. Рассуждает: «Как будто здесь копали яму. Тут трубы новые ставить надо (указывает место на столе). Тут (показывает на прицеп) трубы лежат, а здесь (показывает на грузовик) инструменты – трубы скреплять.» Передвигает фургон: «Я поехал» (показывает место на столе, где улица) если улица. То она будет тут. (отцепляет прицеп от фургона), а машина теперь так поехала (берет другую машину). Теперь поменяем машину, она быстрее. Ему показывают фигуру волка и предлагают: «Представим будто однажды…» Илья передвигает волка вокруг коробок.

Пусто, пусто. Еды не было. В доме никого не было, и тут одна собачка купалась. Другая собака волка оттолкнула, и волк скользил оттуда, в воду упал (бросает волка под стол). Потом собачки другой дом построили, золотистый (закрывает жестяной банкой).

Как видим первоначально многие игровые действия: заезд в гараж, выезд из гаража, езда по дороге – повторяются с разными игрушками. В то же время предложение взрослого меняет ход игры – начинают разворачиваться последовательные, связанные друг с другом действия.

Способность осознавать и произвольно удерживать сюжет игры – важная предпосылка, указывающая на то, что в дальнейшем ребенок способен освоить теоретические понятия. Показатель уровня развития такой способности не столько принятия игровой роли, сколько индивидуальная способность к осознанию и воспроизведению сюжета игры.

Последнее время многие психологи бьют тревогу: игровая деятельность в д\с вытесняется учебными занятиями. Однако для развития ребенка важно не только свободное для игры время. Необходимо, чтобы педагог обеспечивал развивающую игровую деятельность, сформировал у детей способность включаться в сюжет игры, строить его, обращал внимание не только на факт включения в игру, не только на принятие роли (мама, водитель, продавец), но и на способность осознавать сюжет, придумывать новые сюжетные линии.

© 2013 МKДОУ "Торга"
Контактная информация

Дизайн и разработка сайта: ООО "АЮ"